Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Пресс-центр

28 февраля 2024 12:02

Второе сердце и третий палец лошади

В газете «Рабочий край» №31 от 09.08.19 была публикация о нашем ковале Соболеве Михаиле @sobolev_farrier_service, которую интересно прочитать и сейчас.

Для чего нужны подковы, наверное, известно каждому, однако, о тех, кому сегодня лошади обязаны своими «туфельками», знает не всякий. О своей необычной профессии и секретах мастерства рассказывает профессиональный коваль Михаил Соболев.

– Все началось, конечно, с любви к этому удивительному животному – лошади. Ездить на ней я начал, еще будучи младшим школьником, и около 15 лет занимался конным спортом и трудился берейтором (специалистом по тренингу лошадей). Дефицит хороших ковалей в Ивановской области и вынудил меня начать осваивать это ремесло. Наблюдая за столичными мастерами, однажды решил попробовать сам. Со временем понял, что это именно то, чем бы мне хотелось заниматься. И тогда я оставил спорт, работу и уехал в Москву, чтобы стать подмастерьем у опытного коваля. Два с половиной года я впитывал секреты профессии, возвращаясь на выходные в Иваново – ведь там меня ждали первые клиенты. Постепенно понял, что готов работать самостоятельно, но, разумеется, это не значит, что я достиг совершенства: ему нет предела в нашем искусстве.

Непосвященным кажется странным: что может быть сложного в том, чтобы подковать лошадь? А знаешь, есть такая поговорка: «Копыта – второе сердце лошади». Это чистая правда. Дело в том, что кроме защитной функции для третьего пальца (а лошадь ходит именно на пальцах), оно выполняет насосную функцию, поскольку ниже запястья кровеносных сосудов у лошади нет. Копыто, расширяясь, накачивает кровь вверх по конечности, облегчая работу сердца.

Первый этап моей работы – расчистка. Прежде чем начать, я оцениваю постав, экстерьер лошади, как она ходит, чтобы в дальнейшем учесть всё это. Например, косолапой лошади нужно сохранить ее особенность, если же расчистить ее, как лошадь с прямым поставом, возникнет деформация копыта, которая впоследствии приведет к хромоте. Пользуюсь специальными инструментами: рашпилем, копытным ножом и клещами, обеспечивая одинаковую толщину копытной стенки по всей поверхности. На этом этапе можно остановиться, если лошадь не занята в спорте и ходит по мягкому грунту. А вот спортивная лошадь должна быть обязательно подкована – ведь нет легкоатлетов, которые бегают без кроссовок, не так ли? Нагреваю подкову на мобильном газовом горне, корректирую на наковальне и прижигаю подковой копыто (это еще и антисептическая обработка). После прижигания на подкове остается след копыта, и можно ее скорректировать, затем прибиваю специальными гвоздями. Если подкова окажется меньше, чем следует, копытный механизм, о котором я говорил выше, будет нарушен. Если же подкова будет велика, вероятнее всего, лошадь ее быстро потеряет.

Отдельного рассказа заслуживают сами подковы. Вся ковка, по сути, направлена на то, чтобы не допустить повреждения сухожильно-связочного и суставного аппаратов. Это самые частые травмы спортивных лошадей. Существуют различные виды подков и различные методы воздействия на копыто.

В России ничего для нашей отрасли не производится, поэтому заказываю из Германии базовые модели разных размеров и модифицирую их с помощью болгарки, сварки и горнового дела. Как раз сегодня изготовил пару алюминиевых подков для лошади, которая на стальных подковах травмирует себе задние ноги об передние. Алюминий – легкий, мягкий и прочный металл, и в данном случае вес копыта мало изменится, при этом опасность травмы будет ниже. Кстати, существуют еще пластиковые подковы из полимеров, превосходящих по прочности и износостойкости металл. В них уменьшаются вибрационные нагрузки и улучшается амортизация. Носить лошадь их будет дольше обычных 18-24 недели, против 6-8 недель.

После моей работы лошадь не должна захромать или потерять подкову через неделю, если же это произойдет – я приеду и скорректирую. В целом я очень люблю свою работу и ни на что ее не променяю. Я постоянно путешествую (прошло время, когда лошадь приводили к кузнецу), встречаюсь с новыми людьми и лошадьми. Стараюсь и дальше развиваться, поэтому посещаю всевозможные семинары: хочу получить больше знаний по изготовлению подков, ведь копыта – как отпечатки пальцев: нет на свете двух лошадей с одинаковыми копытами.

текст: Карина Кириллова // фото: Наталья Мухина

Решаем вместе
Есть вопрос?